Муниципальное казенное учреждение

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

в городском округе Молодёжный Московской области
 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области

631.5 Кб
скачать

Утв.распор. №18РВ-51 от 13.08.2014

Приложения

 

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Министерства 
социальной защиты населения
Московской области
от «13» 08. 2014 г. № 18РВ-51

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области

I. Общие положения

Предмет регулирования административного регламента 
предоставления государственной услуги
1. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – административный регламент) устанавливает стандарт предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - государственная услуга), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства социальной защиты населения Московской области (далее - Министерство), либо государственных гражданских служащих, проходящих государственную гражданскую службу в Министерстве, территориальном структурном подразделении Министерства (далее – структурном подразделении Министерства).
Административный регламент разработан в целях повышения качества и доступности предоставления государственной услуги при осуществлении полномочий Министерства.

Лица, имеющие право на получение государственной услуги
2. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и место жительства на территории Московской области, обратившимся с заявлением о предоставлении государственной услуги (далее – заявители, получатели):
2.1. Семьи, воспитывающие трех или более несовершеннолетних детей (многодетные семьи);
2.2. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
2.3. Участники Великой Отечественной войны;
2.4. Ветераны боевых действий;
2.5. Военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
2.6. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
2.7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
2.8. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
2.9. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
2.10. Члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
2.11. Члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
2.12. Инвалиды;
2.13. Семьи, имеющие детей-инвалидов;
2.14. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2.15. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
2.16. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
2.17. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
2.18. Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, ставшие инвалидами;
2.19. Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей;
2.20. Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
2.21. Семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986-1987 гг;
2.22. Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
2.23. Граждане, ставшие инвалидами в результате воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
2.24. Граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
2.25. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;
2.26. Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
2.27. Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в случае, если смерть являлась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
2.28. Семьи, потерявшие кормильца из числа инвалидов вследствие воздействия радиации в случае, если смерть являлась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
2.29. Граждане из подразделений особого риска;
2.30. Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан из подразделений особого риска;
2.31. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
2.32. Ветераны труда;
2.33. Ветераны военной службы;
2.34. Труженики тыла;
2.35. Реабилитированные лица;
2.36. Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
2.37. Лица, награжденные знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России»;
2.38. Лица, награжденные медалью «За оборону Москвы», не являющиеся участниками Великой Отечественной войны и не имеющие группы инвалидности;
2.39. Лица, награжденные медалью «За оборону Москвы»;
2.40. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», не имеющие группы инвалидности;
2.41. Лица, являющиеся неработающими одиноко проживающими гражданами и получающими пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер которой ниже величины прожиточного, установленного в Московской области для пенсионеров;
2.42. Лица, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области:
социальные работники, занятые в государственных учреждениях социального обслуживания населения Московской области;
работники государственной ветеринарной службы Московской области;
работники культуры государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы в Московской области;
работники физкультурно-спортивных государственных учреждений Московской области и муниципальных учреждений в Московской области;
врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы в Московской области;
специалисты муниципальных учреждений по работе с молодежью в Московской области;
младший медицинский персонал и работники не из числа медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области, государственных учреждений социального обслуживания населения Московской области и муниципальных учреждений здравоохранения в Московской области;
провизоры и работники со средним фармацевтическим образованием государственных унитарных предприятий, задействованных в сфере оборота лекарственных средств;
вспомогательный персонал государственных унитарных предприятий, задействованных в сфере оборота лекарственных средств;
2.43. Педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области;
2.44. Работники не из числа педагогических работников государственных образовательных учреждений Московской области и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - работники государственных образовательных учреждений Московской области и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, не относящиеся к педагогическим работникам, выполняющие иные функции по обеспечению деятельности указанных учреждений;
2.45. Граждане, удостоенные Почетного звания «Почетный гражданин Московской области».
От имени заявителя заявление и документы, предусмотренные административным регламентом, могут предоставлять лица, уполномоченные представлять заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к порядку информирования 
о порядке предоставления государственной услуги
3. Информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги осуществляется государственными гражданскими служащими Министерства, структурных подразделений Министерства (далее – гражданские служащие) и работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (далее – многофункциональные центры).
4. Основными требованиями к информированию граждан о порядке предоставления государственной услуги являются достоверность предоставляемой информации, четкость изложения информации, полнота информирования.
5. Информация о предоставлении государственной услуги включает в себя:
1) информацию о месте нахождения и графиках работы Министерства 
и структурных подразделений Министерства, участвующих в предоставлении государственной услуги;
2) о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также многофункциональных центров;
3) справочные телефоны структурных подразделений Министерства, предоставляющих государственную услугу;
4) адрес официального сайта Министерства, многофункциональных центров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), содержащего информацию о порядке предоставления государственной услуги;
5) порядок получения заинтересованными лицами информации по вопросам предоставления государственной услуги;
6) выдержки из правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;
7) текст административного регламента с приложениями;
8) образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги.
6. Информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется Министерством:
- посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет http://mszn.mosreg.ru (далее – официальный сайт Министерства в сети Интернет), в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг) и в государственной информационной системе Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» www.pgu.mosreg.ru (далее – Портал государственных и муниципальных услуг Московской области);
- по электронной почте в течение 30 рабочих дней с даты регистрации обращения;
- по письменному обращению в течение 30 рабочих дней с момента получения такого обращения;
- по телефону 8 (495) 249-03-38, общему справочному телефону Министерства 8 (499) 391-59-73;
- при личном обращении заявителя в структурное подразделение Министерства или многофункциональный центр;
- посредством размещения на информационных стендах, находящихся в местах ожидания и приема заявителей.
7. Справочная информация о месте нахождения Министерства, структурных подразделений, многофункциональных центров, органов и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, их почтовые адреса, официальные сайты в сети Интернет, информация о графиках работы, телефонных номерах и адресах электронной почты представлена в Приложении № 1 к административному регламенту.
8. При общении с гражданами гражданские служащие и работники многофункциональных центров обязаны корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства. Информирование о порядке предоставления государственной услуги необходимо осуществлять с использованием официально-делового стиля речи.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги
9. Государственная услуга по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
10. Предоставление государственной услуги осуществляется через структурные подразделения Министерства, предоставление государственной услуги по принципу «одного окна» - на базе многофункциональных центров.
11. В целях предоставления государственной услуги Министерство взаимодействует с:
кредитными организациями;
организациями федеральной почтовой связи;
организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;
многофункциональными центрами предоставления.
12. Структурные подразделения Министерства, многофункциональные центры, на базе которых организовано предоставление государственной услуги, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 26.12.2011 № 1635/53 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Московской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг».

Результат предоставления государственной услуги
13. Результатом предоставления государственной услуги является назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Срок регистрации заявления
14. Заявление о предоставлении государственной услуги, регистрируется в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления в структурное подразделение Министерства.
15. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги, переданного на бумажном носителе из многофункционального центра в структурное подразделение Министерства, осуществляется в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления в структурное подразделение Министерства.
16. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги, направленного в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, осуществляется не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления в структурное подразделение Министерства.

Результат государственной услуги
17. Срок предоставления государственной услуги не может превышать: 30 календарных дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов.
18. Срок предоставления государственной услуги, заявление на получение которой передан заявителем через многофункциональный центр, исчисляется со дня регистрации заявления на получение государственной услуги в структурном подразделении Министерства по месту жительства заявителя.
19. Сроки передачи заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых документов из многофункционального центра в структурное подразделение Министерства устанавливаются соглашением о взаимодействии между Министерством и уполномоченным многофункциональным центром, заключенным в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 № 777/42 «Об организации предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, и Рекомендуемого перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - постановление Правительства Московской области от 27.09.2013 № 777/42).
20. Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается руководителем структурного подразделения Министерства в срок, не превышающий 30 рабочих дней с момента регистрации заявления.

Правовые основания для предоставления государственной услуги
21. Правовыми основаниями предоставления государственной услуги являются: 
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» («Российская газета», № 234, 02.12.1995);
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» («Российская газета», № 19, 25.01.1995);
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» («Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699);
Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» («Российская газета», № 6, 12.01.2002);
Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» («Российская газета», № 229, 02.12.1998);
постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» («Ведомости СНД и ВС РСФСР», 23.01.1992, № 4, ст. 138);
постановление Совета Министров РСФСР от 15.05.1975 № 312 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг инвалидам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих, а также проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности инвалидам Отечественной войны» («Свод законов РСФСР», т. 2, с. 350, 1988 г.);
постановление Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» («СП СССР», 1981, № 12, ст. 71);
постановление Совета Министров СССР от 18.09.1986 № 1121 «О дополнительных льготах участникам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих» («СП СССР», 1986, № 33, ст. 173);
Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» («Ежедневные новости. Подмосковье», № 7 от 18.01.2006);
Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» («Ежедневные новости. Подмосковье», № 56 от 01.04.2006);
Закон Московской области от 22.10.2009 « 120/2009-ОЗ «О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области» («Ежедневные новости. Подмосковье», № 207, 30.10.2009);
Закон Московской области от 22.12.2006 № 243/2006-ОЗ «О наградах Московской области» («Ежедневные новости. Подмосковье», № 244 от 29.12.2006 (начало), «Ежедневные новости. Подмосковье», № 13 от 25.01.2007 (окончание);
постановление Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» («Ежедневные новости. Подмосковье», № 9 от 21.01.2009);
постановление Правительства Московской области от 29.08.2008 № 753/33 «Об утверждении Порядка предоставления на территории Московской области льгот гражданам, удостоенным Почетного звания «Почетный гражданин Московской области» («Ежедневные Новости. Подмосковье», № 188, 03.09.2008).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии 
с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области для предоставления государственной услуги, услуг, необходимых и обязательных для ее предоставления, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, и порядок их предоставления
22. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги (документы личного хранения заявителя):
1) Заявление о предоставлении компенсации с указанием способа ее получения (перечисление на лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации; перечисление на лицевой счет федерального почтового отделения связи) (приложение № 3 к административному регламенту);
2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
3) копия удостоверения или справки установленного образца, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки;
4) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан (в случае, если документ не находится в распоряжении органов государственной власти);
5) копия сберегательной книжки и (или) пластиковой карты, на счет которой будет перечисляться компенсация.
6) семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения ими возраста 18 лет (учащихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет) кроме перечисленных документов также представляют:
- копии свидетельств о рождении детей;
- для учащихся старше 18 лет - документы, подтверждающие их обучение по очной форме обучения в образовательных учреждениях (представляются ежегодно в сентябре);
- для опекунов (попечителей) - выписку из решения органов местного самоуправления муниципального образования Московской области об установлении над ребенком опеки (попечительства).
7) неработающие одиноко проживающие пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, пенсию по инвалидности либо социальную пенсию, размер которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, представляют копию трудовой книжки.
Копии представляются с предъявлением подлинников для сверки.
В случае отсутствия у заявителя (представителя) копий документов их изготовление и заверение обеспечивается специалистом структурного подразделения Министерства, работником многофункционального центра. Изготовление копий документов осуществляется бесплатно.
Документы, указанные в подпункте 4 настоящего пункта являются результатом предоставления необходимых и обязательных услуг и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги.
23. В бумажном виде форма заявления может быть получена заявителем непосредственно в структурном подразделении Министерства или в многофункциональном центре.
24. Форма заявления доступна для копирования и заполнения в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг и Портале государственных и муниципальных услуг Московской области, на официальном сайте Министерства в сети Интернет, а также по обращению заявителя может быть направлена на адрес его электронной почты в течение 30 календарных дней с момента обращения.
25. Специалисты и работники многофункциональных центров, участвующие в предоставлении государственной услуги, обязаны соблюдать конфиденциальность ставшей известной им в связи с осуществлением деятельности по предоставлению государственной услуги информации, которая связана с правами и законными интересами заявителя или третьих лиц.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и подведомственных им организациях, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, а также способы их получения заявителями, 
в том числе в электронной форме, порядок их представления
26. Документом, необходимым в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, который находятся в распоряжении государственных органов и подведомственных им организациях, участвующих в предоставлении государственной услуги, является выписка из домовой книги.
27. Структурное подразделение Министерства, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
28. Структурное подразделение Министерства, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, либо подведомственных органам государственной власти организациях, участвующих в предоставлении государственной услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области.


Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
29. Исчерпывающие основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;
несоответствие документов, указанных в пункте 22 настоящего административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации (отсутствие даты выдачи, основания выдачи, подписи должностного лица, печати организации и др.);
не полное представление заявителем документов, указанных в пункте 22 настоящего административного регламента;
представление копий документов без оригинала для сверки.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления 
или отказа в предоставлении государственной услуги
30. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) выявление в запросе на предоставление государственной услуги или в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действительности которых на момент поступления в структурное подразделение Министерства в соответствии с действующим законодательством истек;
2) подача заявления и документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный законодательством Российской Федерации и пунктом 2 административного регламента;
3) непредставление заявителем одного или более документов, указанных в пункте 22 настоящего административного регламента;
4) текст в заявлении на предоставление государственной услуги не поддается прочтению либо отсутствует.
Заявителю может быть отказано в приеме к рассмотрению заявления, поступившего в форме электронного документа, в случае если в результате проверки усиленной квалифицированной подписи заявителя будет выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
31. В случае принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги структурное подразделение Министерства направляет в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения заявителю уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с мотивированным обоснованием причин отказа (приложение № 8 к административному регламенту).
По требованию заявителя решение об отказе в предоставлении государственной услуги предоставляется в электронной форме или может выдаваться лично или направляться по почте в письменной форме.
После устранения нарушений заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги.
32. Основания для приостановления предоставления государственной услуги.
- неуплата получателем государственной услуги текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 3 месяцев подряд (по информации, полученной от организаций жилищно-коммунального хозяйства);
- невыполнение получателем государственной услуги условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (по информации, полученной от организаций жилищно-коммунального хозяйства).

Перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документах, выдаваемых организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
33. Для получения государственной услуги заявителю необходимо получить следующие необходимые и обязательные услуги:
1) получение выписки из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан – в государственном или муниципальном органе.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги
34. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги
35. В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 26.12.2011 № 1635/53 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Московской области государственных услуг и предоставления организациями, участвующим в предоставлении государственных услуг» услуги, необходимые и обязательные для получения государственной услуги, предусмотренные пунктом 32 настоящего административного регламента, предоставляются бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуг организаций, 
участвующих в предоставлении государственной услуги, и 
при получении результата предоставления таких услуг 
36. Максимальное время ожидания в очереди при личной подаче заявления о предоставлении государственной услуги составляет не более 15 минут.
37. Предельная продолжительность ожидания в очереди при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 15 минут.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, услуги организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, к местам ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги
38. Предоставление государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях структурного подразделения Министерства и многофункциональных центров.
39. При предоставлении государственной услуги обеспечено удобство с точки зрения пешеходной доступности от остановок общественного транспорта. Путь от остановок общественного транспорта до помещений приема и выдачи документов оборудован соответствующими информационными указателями.
40. Возле здания (строения), в котором размещено помещение приема и выдачи документов, организована стоянка (парковка) для личного автомобильного транспорта заявителей. За пользование стоянкой (парковкой) с заявителей плата не взимается.
41. Для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянке выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места), которые не должны занимать иные транспортные средства.
42. Вход в помещение приема и выдачи документов обеспечивает свободный доступ заявителей, оборудован удобной лестницей с поручнями, широкими проходами, а также пандусами для передвижения кресел-колясок.
43. На здании рядом с входом размещена информационная табличка (вывеска), содержащая следующую информацию:
наименование структурного подразделения Министерства (многофункционального центра);
место нахождения и юридический адрес;
режим работы;
номера телефонов для справок;
адрес официального сайта.
44. Фасад здания оборудован осветительными приборами, позволяющими посетителям ознакомиться с информационными табличками.
45. Помещения приема и выдачи документов предусматривают места для ожидания, информирования и приема заявителей. В местах для информирования обеспечен доступ граждан для ознакомления с информацией не только в часы приема заявлений, но и в рабочее время, когда прием заявителей не ведется.
46. В помещении приема и выдачи документов организуется работа справочных окон, в количестве, обеспечивающем потребности граждан.
47. Характеристики помещений приема и выдачи документов в части объемно-планировочных и конструктивных решений, освещения, пожарной безопасности, инженерного оборудования соответствуют требованиям нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
48. Помещения приема выдачи документов оборудованы стендами (стойками), содержащими информацию о порядке предоставления государственной услуги.
49. Помещение приема и выдачи документов оборудовано информационным табло, предоставляющим информацию о порядке предоставления государственной услуги, а также регулирующим поток «электронной очереди». Информация на табло может выводиться в виде бегущей строки.
50. Информационное табло размещено рядом с входом в помещение таким образом, чтобы обеспечить видимость максимально возможному количеству заинтересованных лиц.
51. В местах для ожидания установлены стулья (кресельные секции, кресла) для заявителей.
52. В помещении приема и выдачи документов выделяется место для оформления документов, предусматривающее столы (стойки) с бланками заявлений и канцелярскими принадлежностями.
53. Кабинеты для приема заявителей оборудованы информационными табличками с указанием номера кабинета, наименования структурного подразделения, осуществляющего предоставление государственной услуги.
54. Каждое рабочее место специалиста оборудовано персональным компьютером, печатающим устройством, факсом, телефонным аппаратом. Информация о фамилии, имени, отчестве и должности специалиста структурного подразделения Министерства или многофункционального центра размещается на личной информационной табличке и на рабочем месте специалиста.
55. В помещении приема и выдачи документов размещается абонентский ящик (стенд по антикоррупционной тематике). Кроме того, в помещениях приема и выдачи документов могут распространяться иные материалы (брошюры, сборники) по антикоррупционной тематике.

Показатели доступности и качества государственной услуги
56. Показателями доступности и качества предоставления государственной услуги являются:
достоверность предоставляемой гражданам информации;
полнота информирования граждан;
наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;
удобство и доступность получения информации заявителями о порядке предоставления государственной услуги;
соблюдение сроков исполнения отдельных административных процедур и предоставления государственной услуги в целом;
соблюдений требований стандарта предоставления государственной услуги;
отношение количества обоснованных жалоб к общему количеству жалоб, поступивших на решения, действия (бездействие) должностных лиц структурного подразделения Министерства и многофункциональных центров в ходе предоставления государственной услуги;
полнота и актуальность информации о порядке предоставления государственной услуги.
57. Заявителям предоставляется возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, возможность получения государственной услуги в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, Единого портала государственных и муниципальных услуг.
58. Заявитель имеет возможность получения информации о порядке и о ходе предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах, а также вправе обратиться с документами на получение государственной услуги в многофункциональные центры.
59. При получении государственной услуги заявитель осуществляет не более 2 взаимодействий с должностными лицами:
- при подаче заявления на получение государственной услуги и получении результата предоставления услуги заявителем лично, в том числе через многофункциональные центры – не более 2 взаимодействий;
- при подаче заявления на получение государственной услуги и получении результата предоставления услуги с использованием электронной почты, Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, Единого портала государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением – непосредственное взаимодействие не требуется.
60. Заявителю предоставляется возможность личного обращения за получением государственной услуги, а также обращения в электронной форме посредством официального сайта Министерства в сети Интернет, сайта многофункционального центра в сети Интернет, Единого Портала государственных и муниципальных услуг, Портала государственных и муниципальных услуг Московской области.


Иные требования, в том числе учитывающие особенности организации предоставления государственной услуги на базе многофункциональных центров и в электронной форме
61. Заявителю предоставляется возможность получения государственной услуги по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим заявлением, а взаимодействие с Министерством осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии между Министерством и уполномоченным многофункциональным центром, заключенным в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 № 777/42. 
62. Организация предоставления государственной услуги на базе многофункциональных центров осуществляется при личном обращении заявителя. Работниками многофункциональных центров осуществляется при предоставлении государственной услуги прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
63. Заявители имеют возможность получения государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и Портала государственных и муниципальных услуг Московской области в части:
1) получения информации о порядке предоставления государственной услуги;
2) ознакомления с формами заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, обеспечения доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;
3) направления запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
4) уведомления заявителя о регистрации представленных документов, о принятом структурном подразделении Министерства решении о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации;
5) осуществления мониторинга хода предоставления государственной услуги;
6) выдача уведомления о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации.
64. При направлении заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме заявитель формирует заявление на предоставление государственной услуги в форме электронного документа и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
65. При направлении заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме заявитель вправе приложить к такому заявлению документы, необходимые для предоставления государственной услуги, которые формируются и направляются в виде отдельных файлов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
66. При направлении заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме представителем заявителя, действующим на основании доверенности, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность.
67. В течение 5 дней с даты направления заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме заявитель представляет в Министерство документы, указанные в пункте 22 административного регламента (в случае, если запрос и документы в электронной форме не составлены с использованием электронной подписи в соответствии с действующим законодательством). Заявитель также вправе представить по собственной инициативе документы, указанные в пункте 26 административного регламента.
68. Для обработки персональных данных при регистрации субъекта персональных данных на Едином портале государственных и муниципальных услуг и на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области получение согласия заявителя в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не требуется.
При подаче документов представителем заявителя, необходимо получить от него согласие на обработку персональных данных.
69. Заявителям предоставляется возможность для предварительной записи на подачу заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Предварительная запись может осуществляться следующими способами по выбору заявителя:
при личном обращении заявителя в структурное подразделение Министерства или многофункциональный центр;
по телефону структурного подразделения Министерства или многофункционального центра;
через официальный сайт Министерства или многофункционального центра.
70. При предварительной записи заявитель сообщает следующие данные:
фамилию, имя, отчество (последнее при наличии);
контактный номер телефона;
адрес электронной почты (при наличии);
желаемые дату и время представления документов. 
71. Предварительная запись осуществляется путем внесения указанных сведений в книгу записи заявителей, которая ведется на бумажных и/или электронных носителях (приложение № 3 к административному регламенту).
72. Заявителю сообщаются дата и время приема документов, окно (кабинет) приема документов, в которые следует обратиться. При личном обращении заявителю выдается талон-подтверждение. Заявитель, записавшийся на прием через официальный сайт Министерства или многофункционального центра, может самостоятельно осуществить распечатку аналога талона-подтверждения.
Запись заявителей на определенную дату заканчивается за сутки до наступления этой даты.
73. При осуществлении предварительной записи заявитель в обязательном порядке информируется о том, что предварительная запись аннулируется в случае его неявки по истечении 15 минут с назначенного времени приема.
Заявителям, записавшимся на прием через официальный сайт Министерства или многофункционального центра, за день до приема отправляется напоминание на указанный адрес электронной почты о дате, времени и месте приема, а также информация об аннулировании предварительной записи в случае неявки по истечении 15 минут с назначенного времени приема.
74. Заявитель в любое время вправе отказаться от предварительной записи. 
75. В отсутствии заявителей, обратившихся по предварительной записи, осуществляется прием заявителей, обратившихся в порядке очереди. 
76. График приема (приемное время) заявителей по предварительной записи устанавливается руководителем структурного подразделения Министерства или многофункционального центра в зависимости от интенсивности обращений.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, 
в том числе особенности выполнения административных 
процедур (действий) в электронной форме и многофункциональных центрах
77. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
2) рассмотрение документов и принятие решения;
3) выдача уведомления;
4) приостановление предоставления государственной услуги;
5) прекращение предоставления государственной услуги.

Блок-схема предоставления государственной услуги
78. Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги представлена в Приложении № 2 к административному регламенту.

Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
79. Основанием для начала осуществления административной процедуры по приему заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является поступление в структурное подразделение Министерства заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 22, представленных заявителем:
а) в структурное подразделение Министерства:
посредством личного обращения заявителя,
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
посредством технических средств Единого портала государственных и муниципальных услуг или Портала государственных и муниципальных услуг Московской области;
б) в многофункциональный центр посредством личного обращения заявителя.
80. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляют гражданские служащие или работники многофункционального центра.
81. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется в многофункциональном центре в соответствии с соглашением о взаимодействии между Министерством и Государственным казенным учреждением Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и 
муниципальных услуг», заключенным в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 № 777/42, если исполнение данной процедуры предусмотрено соглашением.
82. Прием заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется гражданскими служащими или работниками многофункциональных центров, ответственными за прием и регистрацию документов.
83. При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов посредством личного обращения заявителя в структурное подразделение Министерство или многофункциональный центр, гражданский служащий или работник, ответственный за прием документов, осуществляет следующую последовательность действий:
1) устанавливает предмет обращения;
2) устанавливает соответствие личности заявителя документу, удостоверяющему личность;
3) проверяет наличие документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);
4) осуществляет сверку копий представленных документов с их оригиналами;
5) проверяет заявление и комплектность прилагаемых к нему документов на соответствие перечню документов, предусмотренных пунктом 22 Административного регламента.
6) проверяет заявление и прилагаемые к нему документы на наличие подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
7) осуществляет заполнение расписку-уведомление, которая содержит полный перечень документов, представленных заявителем, а при наличии выявленных недостатков - их описание (приложение № 4 к административному регламенту);
8) вручает расписку-уведомление заявителю.
84. Гражданский служащий осуществляет регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов в соответствии с порядком делопроизводства, установленным Министерством, в том числе осуществляет внесение соответствующих сведений в журнал регистрации обращений о предоставлении государственной услуги и (или) в соответствующую информационную систему Министерства.

85. Регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, полученных посредством личного обращения заявителя или почтового отправления, осуществляется в срок, не превышающий 1 рабочий день, с даты поступления заявления и прилагаемых к нему документов в структурное подразделение Министерства.
86. Регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, полученных в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг или Портал государственных и муниципальных услуг Московской области, осуществляется не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их поступления в структурное подразделение Министерства.
87. Регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, полученных Министерством из многофункционального центра, осуществляется не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их поступления в структурное подразделение Министерства.
88. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме Министерство направляет на Единый портал государственных и муниципальных услуг или Портал государственных и муниципальных услуг Московской области посредством технических средств связи уведомление о завершении исполнения административной процедуры с указанием результата осуществления административной процедуры.
89. Способом фиксации исполнения административной процедуры является внесение соответствующих сведений в журнал регистрации обращений за предоставлением государственной услуги или в соответствующую информационную систему Министерства.
90. Работник многофункционального центра, ответственный за организацию направления заявления и прилагаемых к нему документов в структурное подразделение Министерства организует передачу заявления и документов, представленных заявителем, в Министерство в соответствии с соглашением о взаимодействии между Министерством и уполномоченным многофункциональным центром.
91. Максимальное время приема заявления и прилагаемых к нему документов при личном обращении заявителя не превышает 30 минут.
92. При отсутствии у заявителя, обратившегося лично, заполненного заявления или неправильном его заполнении, специалист или работник многофункциональных центров, ответственные за прием документов, консультирует заявителя по вопросам заполнения заявления.

93. При поступлении заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов в структурное подразделение Министерства посредством почтового отправления, расписка-уведомление в течение 2 рабочих дней направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 
94. В случае поступления заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов (при наличии) в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг или Портала государственных и муниципальных услуг Московской области гражданский служащий, ответственный за прием документов, осуществляет следующую последовательность действий:
1) просматривает электронные образы заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов;
2) осуществляет контроль полученных электронных образов заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов на предмет целостности;
3) фиксирует дату получения заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов;
4) в случае если заявление о предоставлении государственной услуги и документы, представленные в электронной форме, не заверены электронной подписью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации направляет заявителю через личный кабинет уведомление о необходимости представить заявление о предоставлении государственной услуги и документы, подписанные электронной подписью, либо представить в структурное подразделение Министерства подлинники документов (заверенные копии), указанных в пункте 22 административного регламента, в срок, не превышающий 5 календарных дней с даты получения заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов (при наличии) в электронной форме;
5) в случае если заявление о предоставлении государственной услуги и документы в электронной форме подписаны электронной подписью в соответствии с действующим законодательством, направляет заявителю через личный кабинет расписку-уведомление.
95. Максимальный срок осуществления административной процедуры не может превышать 2 рабочих дней с момента поступления заявления о предоставлении государственной услуги в структурное подразделение Министерства или многофункциональный центр.
96. Результатом административной процедуры по приему заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
1) в структурном подразделении Министерства - передача заявления и прилагаемых к нему документов гражданскому служащему, ответственному за регистрацию поступившего заявления на предоставление государственной услуги для подготовки проекта решения о назначении (об отказе) ежемесячной денежной компенсации;
2) в многофункциональных центрах – передача заявления и прилагаемых к нему документов в структурное подразделение Министерства по месту жительства заявителя.
97. Способом фиксации результата исполнения административной процедуры является расписка-уведомление принятых у заявителя документов.

Рассмотрение документов и принятие решения 
98. Основанием для начала административной процедуры является поступление руководителю структурного подразделения Министерства дела заявителя с проектом решения о назначении (об отказе) ежемесячной денежной компенсации.
99. По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги решение подписывается руководителем структурного подразделения Министерства в течение 5 рабочих дней.
100. На основании принятого руководителем структурного подразделения Министерства ежемесячная денежная компенсация заявителю назначается с месяца возникновения права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, но не более чем за 3 предшествующих года. 
101. Продолжительность и (или) максимальный срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов и принятию решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги не превышает 6 рабочих дней.
102. На основании принятого решения гражданский служащий, ответственный за предоставление государственной услуги, оформляет уведомление о предоставлении государственной услуги (об отказе в предоставлении государственной услуги).
103. Результатами административной процедуры подготовка уведомления о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги.
104. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме структурное подразделение Министерство направляет на Единый портал государственных и муниципальных услуг или Портал государственных и муниципальных услуг Московской области посредством технических средств связи уведомление о завершении исполнения административной процедуры с указанием результата осуществления административной процедуры.

Выдача уведомления о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации
105. Основанием для начала административной процедуры является принятие решения руководителя структурного подразделения Министерства о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации.
106. Выдача уведомления о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации осуществляется способом, указанным заявителем при подаче заявления и необходимых документов на получение государственной услуги, в том числе:
при личном обращении в структурное подразделение Министерства;
посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении на адрес заявителя, указанный в заявлении;
через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг или Портале государственных и муниципальных услуг Московской области.
107. В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации гражданским служащим в уведомлении об отказе указывается мотивированное обоснование причин отказа и ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие заявителя требованиям законодательства для предоставления государственной услуги.
108. Продолжительность и (или) максимальный срок выполнения административной процедуры не превышает 3 рабочих дней.
109. Результатом административной процедуры является выдача заявителю уведомления о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации.

Приостановление предоставления государственной услуги 
110. Основанием для начала административной процедуры является неуплата получателем текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за период свыше 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства) до момента погашения образовавшейся задолженности или при заключении и (или) выполнении получателем соглашения по ее погашению.
111. В случае наступления события, являющегося основанием для приостановки предоставления компенсации, специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, готовит проект решения о приостановке предоставления компенсации и передает его руководителю структурного подразделения Министерства на утверждение.
112. На основании утвержденного решения специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, оформляет уведомление о приостановке компенсации и передает его на подпись руководителю структурного подразделения Министерства.
113. Уведомление (приложение № 10 к административному регламенту) направляется заявителю не позднее 5 дней со дня принятия решения руководителем о приостановке компенсации.
114. Предоставление компенсации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили события, перечисленные в пункте 110 административного регламента.
115. При устранении получателем государственной услуги причин, указанных в пункте 110 административного регламента, предоставление компенсации возобновляется с месяца приостановки предоставления компенсации.
116. Результатом административной процедуры является выдача заявителю уведомления о приостановке ежемесячной денежной компенсации.

 

Прекращение предоставления государственной услуги.

117. Основанием для начала административной процедуры является обращения заявителя с просьбой о прекращении компенсации (добровольный отказ заявителя):
а) в структурное подразделение Министерства:
посредством личного обращения заявителя,
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
посредством технических средств Единого портала государственных и муниципальных услуг или Портала государственных и муниципальных услуг Московской области;
б) в многофункциональный центр посредством личного обращения заявителя.
118. Прием заявления осуществляют специалисты или работники многофункционального центра.
119. Специалист или работник многофункционального центра, ответственный за назначение компенсации, принимает от него письменное заявление о прекращении компенсации, составленное в свободной форме. В заявлении указываются:
полностью фамилия, имя, отчество заявителя;
адрес места жительства заявителя;
категория получателя компенсации;
причина прекращения предоставления компенсации;
дата составления заявления и подпись.
120. Специалист, ответственный за назначение компенсации, регистрирует заявление, оформляет расписку в принятии заявления и передает ее заявителю.
121. Расписка должна содержать:
фамилию, имя, отчество и подпись специалиста, принявшего заявление;
дату принятия заявления.
122. Суммы компенсации, излишне выплаченные вследствие несообщения получателем об обстоятельствах, влекущих прекращение ее выплаты, возмещаются получателем в добровольном порядке, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.
123. Специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, готовит проект решения о прекращении предоставления компенсации и передает его руководителю структурного подразделения Министерства на утверждение.
124. На основании утвержденного решения специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, оформляет уведомление о прекращении компенсации и передает его на подпись руководителю структурного подразделения Министерства.
125. Уведомление (приложение № 12 к административному регламенту) направляется заявителю не позднее 5 дней со дня принятия решения руководителем о прекращении компенсации.
126. При обращении заявителя с просьбой о прекращении компенсации в электронной форме структурное подразделение Министерства направляет на Единый портал государственных и муниципальных услуг или Портал государственных и муниципальных услуг Московской области посредством технических средств связи уведомление о прекращении предоставления ежемесячной денежной компенсации.
127. Результатом административной процедуры является выдача заявителю уведомления о прекращении ежемесячной денежной компенсации


IV. Порядок и формы контроля за исполнением административного регламента предоставления государственной услуги

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги
128. Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется министром социальной защиты населения Московской области, первыми заместителями и заместителями министра.
129. Текущий контроль за соблюдением и исполнением положений регламента и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, осуществляет руководитель структурного подразделения Министерства.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги
130. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги осуществляется в формах:
1) проведения плановых проверок;
2) проведения внеплановых проверок.
131. В целях осуществления контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги проводятся плановые и внеплановые проверки. Плановые и внеплановые проверки осуществляются первыми заместителями и заместителями министра социальной защиты населения Московской области. Периодичность проведения проверок носит плановый (осуществляется на основании годовых планов работы Министерства) и внеплановый характер (по конкретному обращению). При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с предоставлением государственной услуги (тематические проверки).
132. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений административного регламента, а также в случае получения жалоб заявителей на решение, действие (бездействие) руководителя структурного подразделения Министерства, гражданских служащих структурного подразделения Министерства, непосредственно предоставляющего государственную услугу.

Ответственность государственных гражданских служащих и иных должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги
133. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений соблюдения положений административного регламента гражданские служащие Министерства несут ответственность за действия (бездействие), принимаемые в ходе предоставления государственной услуги.
Руководитель структурного подразделения Министерства несет ответственность за принятое решение, действие (бездействие). 
134. Ответственность гражданских служащих закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.

Положения, характеризующие требования к порядку и формам 
контроля за предоставлением государственной услуги, в том 
числе со стороны граждан, их объединений и организаций
135. Контроль за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности Министерства при предоставлении государственной услуги, получения гражданами, их объединениями и организациями актуальной, полной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги и обеспечения возможности досудебного (внесудебного) рассмотрения жалоб.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и (или) действия (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц, государственных гражданских служащих

Право заявителя подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Министерства, а также его должностных лиц, государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги
136. Заявители имеют право на обжалование решения и (или) действия (бездействия) структурного подразделения Министерства, гражданских служащих, а также принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги в досудебном (внесудебном) порядке.
137. Право на подачу жалоб имеют физические лица, обратившиеся в структурное подразделение Министерства с заявлением о предоставлении государственной услуги.
В случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени заявителя имеет право осуществлять юридически значимые действия другое лицо, жалоба может быть подана через представителя заявителя при представлении документа, подтверждающего его полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
копия решения о назначении или об избрании либо приказа 
о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Предмет жалобы
138.Заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области для предоставления государственной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области;
6) требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области;
7) отказ структурного подразделения Министерства, гражданского служащего в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
139. Решение и (или) действие (бездействие), принятые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги, обжалуются в досудебном порядке путем обращения в структурное подразделение Министерства в письменной форме (далее – уполномоченный на рассмотрение жалобы орган).

Порядок подачи и рассмотрения жалобы
140. Жалоба подается в структурное подразделение Министерства. Жалобы на решения, принятые руководителем структурного подразделения Министерства, подаются в Министерство.
141. Жалоба может быть направлена в структурное подразделение Министерства или Министерство письмом (посредством почтовой связи либо нарочным), на электронный адрес Министерства в сети Интернет, на факс Министерства, через многофункциональный центр, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
142. Прием жалоб в письменной форме осуществляется структурным подразделением Министерства в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должен совпадать со временем приема запросов на предоставление государственных услуг.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
143. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
официального сайта Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.mosreg.ru/;
официального сайта Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.mszn.mosreg.ru/;
федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.gosuslugi.ru/;
информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» в сети Интернет по адресу: http://pgu.mosreg.ru.
144. При подаче жалобы в электронном виде, документы, указанные в пункте 137 Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
145. Жалоба должна содержать:
а) наименование структурного подразделения Министерства, предоставляющего государственную услугу, указание на гражданского служащего, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте нахождения заявителя – физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) структурного подразделения Министерства, предоставляющего государственную услугу, его гражданского служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием) структурного подразделения Министерства, предоставляющего государственную услугу, его гражданского служащего. 
146. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Сроки рассмотрения жалобы
147. Жалоба, поступившая в структурное подразделение Министерства, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Министерством.
148. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается структурным подразделением Министерства в соответствии с Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 08.08.2013 № 601/33 «Об утверждении Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействия) исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Московской области».
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Министерстве.
149. В случае если жалоба подана заявителем в структурное подразделение Министерства, принятие решения по которой не входит 
в компетенцию территориального подразделения Министерства, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации структурное подразделение Министерства направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
150. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в структурное подразделение Министерства по месту жительства (пребывания) заявителя, предоставляющего государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
151. В случае обжалования отказа структурного подразделения Министерства, предоставляющего государственную услугу, его гражданского служащего в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (претензии) либо приостановления ее рассмотрения
152. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями законодательства в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
153. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе;
если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина (наименование юридического лица), направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение; 
если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе. В этом случае в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы;
если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (руководитель) структурного подразделения Министерства либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в структурное подразделение Министерства либо одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение;
если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
154. Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области отсутствует.

Результат рассмотрения жалобы
155. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» структурное подразделение Министерства принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
При удовлетворении жалобы структурное подразделение Министерства принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
156. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб в структурном подразделении Министерства, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
Порядок информирования заявителя о 
результатах рассмотрения жалобы
157. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. 
158. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
номер, дата, место принятия решения, включая сведения 
о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
основания для принятия решения по жалобе;
принятое по жалобе решение;
в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
159. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом структурного подразделения Министерства, предоставляющего государственные услуги.
160. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица структурного подразделения Министерства, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Право заявителя на получение информации и документов, 
необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
161. Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
162. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте Министерства и многофункционального центра, на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг Московской области, а также может быть сообщена заявителю в устной и/или письменной форме.

Порядок обжалования решения по жалобе
163. Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе вышестоящим должностным лицам.
164. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, при условии, что это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и что указанные документы не содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. 
165. При подаче жалобы заявитель вправе получить следующую информацию:
местонахождение Министерства, структурного подразделения Министерства;
перечень номеров телефонов для получения сведений о прохождении процедур по рассмотрению жалобы;
местонахождение федерального органа исполнительной власти, фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности его руководителей, должностных лиц, а также руководителей вышестоящих органов, которым может быть направлена жалоба.
166. При подаче жалобы заинтересованное лицо вправе получить в структурном подразделении Министерства (Министерстве) копии документов, подтверждающих обжалуемое действие (бездействие), решение гражданского служащего.

Способы информирования заявителей о порядке 
подачи и рассмотрения жалобы
167. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) структурного подразделения Министерства, должностных лиц и государственных гражданских служащих структурного подразделения Министерства, осуществляется посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги в Министерстве и многофункциональном центре, на официальном сайте Министерства и многофункционального центра, на Едином портале государственных и муниципальных услуг и Портале государственных и муниципальных услуг Московской области, а также может быть сообщена заявителю в устной и (или) письменной форме.

 

Приложение

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *